ОТКРЫТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЛЕДОВЫХ ТАСС «ДОРОГИ ЖИЗНИ «- 22 НОЯБРЯ

21 ноября 2025 года
ОТКРЫТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ  ЛЕДОВЫХ ТАСС  «ДОРОГИ ЖИЗНИ «- 22 НОЯБРЯ

«Дорога жизни» - это запечатлевшийся в генетической памяти ленинградцев, бережно передаваемый из поколения в поколение священный образ спасительного, хотя и очень трудного пути на Большую землю из блокадного ада с его всепоглощающим голодом, всепроникающим холодом, а также немецкими варварскими артобстрелами и бомбежками! Сам этот термин первоначально был употреблен в публикациях военных корреспондентов в первую страшную блокадную зиму, а после повторен 9 мая 1942 г. в обращении центральной газеты «Правда» к ленинградцам.1 Окончательно он закрепился в «Ленинградской поэме» Ольги Бергольц (лето 1942 г.)2 и книге очерков журналиста Е. Федорова «ЛЕДОВАЯ ДОРОГА», вышедшей в ноябре 1943 г. десятитысячным тиражом.3

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

 

1. «Дорога жизни» и её стратегическое значение 

Класcическое определение исторического феномена «Дороги жизни» дано в Энциклопедии «Великая Отечественная война.1941-1945»:

«Дорога жизни», единственная воен.-стратегическая трансп. магистраль, проходившая через Ладожское оз. и связывавшая в сентябре  1941 – марте 1943 г  осажденный немецко-фашистскими  войсками Ленинград со страной.

В навигац. периоды перевозки по «Дороге жизни « производились по водной трассе на кораблях Ладожской воен. флотилии и судах Сев.-Зап. речного пароходства из портов Н. Ладога (большая трасса, 135 км) и Кобона (малая трасса, 35 км) до порта Осиновец, в ледостав по ледовой дороге на автотранспорте из Кобоны и Ванганова (ок.30 км), далее до Ленинграда по ж.д. (…)

«Дорога жизни« сыграла большую роль в Ленинградской битве 1941-44. По ней проходили эвакуация населения и пром. оборудования из Ленинграда, доставка в город продовольствия, топлива, подкреплений, боеприпасов, вооружения. 

Первые суда с грузами для Ленинграда вышли из Волховстроя и Лодейного поля 3 сент. 1941, а 12 сент. в Осиновец прибыл первый конвой судов, доставивший 800 т зерна; в тот же день со сторожевого корабля «Пурга« было выгружено 60 т боеприпасов для Ленингр. фронта. Этим было положено начало перевозкам по водному пути. (…)

Общее кол-во грузов, перевезенных по «Дороге жизни« за весь период ее действия составило св. 1615 тыс. т; за это же время из города было эвакуировано св. 1 376 тыс. чел. «.4

            Стратегическое назначение её ладожских водных и ледовых трасс заключалось в снабжении города продовольствием и эвакуации ленинградцев на Большую землю, а также обеспечении вооружением, боеприпасами и топливом пятисоттысячной группировки войск Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского флота и отдельной Приморской группировки войск на Ораниенбаумском плацдарме.

            Её стратегическое транспортное значение были вынуждены признать даже гитлеровские генералы. Как писал после войны немецкий фельдмаршал Э. фон Манштейн:  «Гитлер надеялся на возможность вынудить Ленинград и его население к сдаче голодной блокадой. Но Советы перечеркнули его планы, организовав снабжение через Ладожское озеро - летом с помощью судов, зимой по построенной по льду,  дороге».5

            За весь период блокады Ленинграда через Ладогу по водным и ледовым трассам в обоих направлениях было перевезено 1 848 645 чел. и 2 335 051 т грузов. Из всего этого количества на водную трассу приходится -  1 112 500 чел. и 1 689 086 т грузов,  а на ледовую трассу - 736 145 чел. и 645 965 т грузов.6

 

2. Становление водных  трасс ладожской транспортной магистрали     

Таким образом, этими главными директивными документами были заложены материально-технические основы для организации поставок грузов для Ленинграда в условиях блокады.

Начало деятельности водных трасс «Дороги жизни» традиционно относят на 12 сентября 1941 г. Как сообщает Уполномоченный ГКО СССР по продовольственному снабжению Ленинграда и Ленфронта Д.В. Павлов в книге «Ленинград в блокаде», в Осиновец «12 сентября поступили первые две баржи с грузом 800 тонн зерна. Это было крупное событие, поднимавшее дух осажденных. Население видело, что город имеет связь со страной, и страна шлет помощь».9 Тогда со сторожевого корабля «Пурга» Ленфронта выгрузили 60 т. боеприпасов для фронта. Через 3 дня прибыли еще 5 судов с 3 тыс. т. пшеницы.10            

   Так было положено начало перевозкам грузов для Ленинграда по водному пути.

 

 ГЛАВА II. ЛЕДОВЫЕ ТРАССЫ: ДЕРЗКИЙ НАУЧНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

1. Жданов А.А.  - организатор и вдохновитель сооружения ладожской магистрали  

            Организатором и вдохновителем сооружения спасительной ладожской транспортной магистрали был политический руководитель ленинградской обороны А.А. Жданов. Об этом первым написал в своей книге очерков журналист Е. Федоров «ЛЕДОВАЯ ДОРОГА»: «Воды и лесные дебри преграждали путь к хлебу, предстояло их покорить. Необходимо было проложить дорогу в осажденный город…. И ленинградские большевики по инициативе Андрея Александровича Жданова проложили ее. В самые суровые дни блокады по льду Ладоги они построили дорогу жизни…».11

            Предыстория создания ладожской транспортной магистрали выглядит следующим образом. Уже 8 сентября 1941г., в день падения Шлиссельбурга, у Жданова в Смольном состоялось совещание ленинградских гидрометеорологов и других специалистов по организации перевозок в непростых условиях бурной Ладоги. 12

М. Казанский, в будущем известный океанолог, а в начале войны 26-летний начальник ледовой службы Краснознамённого Балтфлота (далее - КБФ), вспоминал об этом совещании так: «8 сентября 1941 года (…) начальника Гидрометеорологической службы Балтийского флота подполковника Г.Д. Селезнёва вызвали в Смольный к члену Военного Совета Ленинградского фронта, секретарю ЦК ВКП(б), секретарю Ленинградского обкома и горкома партии Андрею Александровичу Жданову. В Смольный вместе с Селезнёвым поехал и я. А.А. Жданов интересовался особенностями ледового режима Ладоги, задавал вопросы о том, как лучше организовать перевозки в периоды между ледоставами.

Через две недели жду от вас обстоятельный доклад. Дело вам поручается весьма ответственное, — сказал на прощание Андрей Александрович».13

            Как отмечал Казанский, у них ушло 2 недели для сбора данных о прочности и устойчивости ледяного покрова Ладоги, его способности выдерживать большие нагрузки и др.

            Далее он продолжает: «24 сентября 1941 г. А.А. Жданову, членам Военного Совета Ленинградского фронта (…) были представлены материалы в виде карт и текста на 34 листах. Затем мы доложили об ожидаемом характере замерзания и продолжительности сохранения ледяного покрова.

             В этот день фактически и родился проект ладожской Дороги жизни…».14

            Жданов в эти дни неоднократно лично выезжал на Ладогу. М.Е. Твердохлеб, работавший на ледовой трассе шофером, так вспоминал свой 1-ый рейс по ледовой дороге. «Как только мой «газик» взошёл на землю, встречающие гурьбой бросились ко мне, вытащили из машины, и я оказался в крепких объятиях круглолицего человека в мохнатой ушанке. Это был Жданов… — «Твоего подвига ленинградцы никогда не забудут!» — сказал мне Андрей Александрович, ещё раз стиснул в объятиях и побежал ко второй подошедшей машине…».15  

 

2. Ледовая разведка и изыскательные работы. Ноябрь 1941 г.  16

В течение короткого времени после описанного совещания у Жданова была проведена огромная работа по уяснению ледового режима Ладоги, составлению проектов ледовой дороги. Была определена возможность осуществления перевозок по льду, намечены варианты трасс, предложены проекты необходимых инженерных сооружений. Осуществлялись разведка льда и изыскательные работы для окончательного определения ледовых трасс, оборудование их различными указателями и заграждениями; строительство множества разных сооружений, в т.ч. блиндажей-землянок для воинских частей. Все это было чрезвычайно важным, абсолютно необходимым этапом подготовки ледовой дороги.

 Предварительную ледовую трассу между Кобоной и Коккорево проложили на основе материалов научных исследований и опросов рыбаков-старожилов Ладоги.

12 ноября гидрографы из отряда разведчиков Л. Н. Соколова приступили к выяснению состояния льда по маршрутам намеченных трасс. Каждый шаг был шагом в неизвестность. Там, где пружинистая ледяная корка прогибалась под ногами смельчаков и трещала, приходилось ложиться и ползти.

 16 ноября ночью гидрографы впряглись в сани и с компасами, картами, линями (тросами) спустились на прогибающийся лед в районе Осиновецкой базы Ленфронта и обследовали ледовый маршрут от Осиновца до Кобоны.

19 ноября материалы разведки о ледовой обстановке на Ладоге и соображения о направлении ледовой трассы, размещении перевалочных баз и строительных мероприятиях, были доложены на очередном совещании у Жданова.  

 Без такой предварительной научной разработки дорога была бы немыслима.

 

3. Приказ войскам Ленинградского фронта № 00172 об организации ледовой дороги

            Вечером того же дня 19 ноября 1941 г.  

Дорога должна была быть создана по трассе: Осиновец - о-ва Зеленцы с разветвлением на с. Кобона и на с. Лаврово с грузооборотом в оба конца в 4000 т. Предусматривались также организация дорожно-комендантской службы с открытием питательно-обогревательных пунктов через каждые 7 км, организация перевалочных баз в Осиновце, на ст. Ваганово, ст. Ладожское Озеро, в Кобоне и Лаврово, а также наземная и воздушная оборона дороги и ее оборудованиесвязью. Для эксплуатации, а также охраны дороги и перевалочных баз создавалось Управление дороги, подчиненное начальнику тыла фронта.

 Тотчас начались подготовительные работы н по уточнению трассы в местах нагромождения торосов, а также у трещин и на въездах на берег. устанавливались указательные вешки, козелки, заграждения. устраивались ледовые и дощатые мостики. расчистке и расширению дороги, строительству перевалочных маяка Осиновец, на ст. Ладожское Озеро; по сооружению землянок для личного состава воинских частей, прибывавших для обслуживания дороги и автомобильных перевозок и др.

 В подготовительный период строительства ледовой дороги было произведено изыскание 154 км дорог на льду озера, построено и обстроено 78,5 км ледовых дорог, а также построено блиндажей-землянок общей площадью 223 кв. м при объеме земляных работ в 500 куб. м. 18

Центральный узел связи был развернут на командном пункте 64-го ДЭП в дер. Коккорево 20 ноября 1941 г., и к исходу дня 25 ноября он уже обслуживал дорогу. 

 

ГЛАВА III.ЛЕДОВАЯ ТРАССА: ХРОНОЛОГИЯ БЕССМЕРТНОГО ПОДВИГА

1. Первый конно-санный обоз

20 ноября на восточный берег озера был отправлен батальон конно-транспортного полка. Им командовал М. С. Муров, прибывший сюда утром из-под Пулкова с гужевой ротой 13-й стрелковой дивизии 42-й армии.

Конно-санный обоз, спустившийся на лед с Вагановского спуска у д. Коккорево, насчитывал около 350 упряжек. «Перед нами, — вспоминает М. С. Муров, — широко раскинулся, словно отполированный, темный ледяной покров самого большого в Европе озера. Лошади сразу же покрылись инеем, у верховых мороз начал прихватывать ноги в стременах. Пришлось спешиться и вести лошадь в поводу».19

Двигался обоз в колонне по одному с дистанцией 30-35 м между упряжками и растянулся на несколько километров. На 9-ом км путь преградила широкая трещина. Затем обоз попал на тонкий лед, потрескивавший под копытами лошадей. В хвосте колонны начали проваливаться под лед люди и лошади, появились первые жертвы.20

В Кобону обоз прибыл, когда уже было темно. Личный состав батальона получил сухой паек, а для лошадей пришлось добывать из-под снега мерзлую траву и мох. 21

В ночь на 21 ноября, погрузив на сани мешки с мукой, батальон двинулся в обратный путь. В некоторых местах мешки с мукой приходилось выгружать на лед и проводить упряжки порожняком, а затем переносить муку на руках и снова грузить ее на сани. Утром 21 ноября батальон прибыл в Осиновец, доставив 63 т муки.22       

Значение первого рейса конно-транспортного батальона невозможно переоценить: он положил начало действию ладожской автомобильной ледовой дороги.

 

2. 22 ноября: открытие автомобильной  ледовой трассы

 Первые рейсы грузовых автомашин по ледовой дороге совершили автомобили 389-го отдельного автотранспортного батальона (командир В. А. Порчунов) 17-й отдельной автотранспортной бригады (17-я ОАТБр).

В сумерках 22 ноября на лёд вышла автоколонна грузовиков (60 автомобилей ГАЗ АА) под командованием В. А. Порчунова. К машинам были прицеплены сани. В Кобону колонна прибыла глубокой ночью. 

Как вспоминал позже В.А. Порчунов: «накормив людей, дав им немного отдохнуть, ранним утром 23 ноября загрузили автомашины и сани ржаной мукой в количестве 70 т, к вечеру этого же дня мы были на западном берегу»23

Так было открыто автомобильное движение по ладожским ледовым трассам!

 

3. Ноябрь 1941 г. Падение Тихвина. Самые страшные дни блокады...

На ноябрь 1941-го приходятся самые страшные дни блокады.

            В связи с падением 8 ноября Тихвина положение Лениграда резко осложнилось. Захват немецкими войсками участка Кировской ж/д от Тихвина до Волховстроя, по которой шли эшелоны с Большой земли с грузами для Ленинграда, резко ухудшил ситуацию с продовольственным снабжением города, а также горючим и боеприпасами воюющих армий.

Если в первое время грузы к восточному берегу Ладогу подвозились, главным образом со складов ж/д ст. Войбокало. А с падением Тихвина поезда с продовольствием стали поступать на небольшие станции Заборье и Подборовье, находившиеся более чем за 300 км от восточного берега озера, куда можно добраться только на лошадях лесными проселочными дорогами.

            В связи с этим, с 20 ноября 1941 г. по решению Военсовета Ленфронта произведено снижение норм продовольствия: рабочие и специалисты стали получать по 250 г хлеба, служащие, а иждивенцы и дети — по 125. Личный состав войск, действовавший в непосредственном соприкосновении с противником, а также на боевых кораблях и в частях ВВС, получал по 500 г хлеба в сутки. В остальных частях военнослужащим выдавалось по 300 г хлеба.24 В эти дни в городе не отоваривались и многие талоны по крупам, жирам и др. продуктам. Вследствие недоедания, люди начали умирать от голода тысячами.  Главной причиной была дистрофия, голодное истощение.

             Пришлось в срочном порядке строить объездную автодорогу через буреломные леса севернее Тихвина с выходом на Новую Ладогу. Путь для грузовиков удлинился на 320 км.

              24 ноября 1941 г. Военсовет Ленфронта принял постановление № 00419 «О строительстве зимней фронтовой автомобильной дороги ст. Заборье Северной железной дороги — Кобона, южный берег Ладожского озера»25 для подвоза продовольствия, горючего и боеприпасов к восточному берегу Ладоги и эвакуации населения и имущества из Ленинграда.

 Новая автомобильная дорога вскоре стала именоваться Военно-автомобильной дорогой № 102 (ВАД-102). Согласно этого приказа, должна была проходить по трассе ст. Заборье — Серебрянская — Великий Двор — Лахта — Никульское — Шаньгово — Еремина Гора — Новинка — Ямское — Карпино — Новая Ладога — Кобона,  с грузооборотом в оба конца 2 тыс. т в сутки, с открытием фронтовой перевалочной базы в Заборье.

Строительство возложили на тыловые воинские части и колхозников прилегающих селений (путь до Осиновца составлял вместо 90 км более 320 км).

Сооружение и эксплуатация дороги требовали преодоления огромных трудностей, так как трасса проходила по глухой, пересеченной лесисто-болотистой местности. Вспоминает бывший член Военных советов Ленинградского и Волховского фронтов Т.Ф. Штыков: «По чащам да болотам шел этот путь... Болота под снежным покровом не промерзали. Пришлось расчищать снег, вручную пробивать тонкий ледяной покров, чтобы наращивать толстый слой льда, по которому могли бы пройти автомашины»26

Таким образом, доставка грузов для Ленинграда осуществлялись по 2-м дорогам: ВАД-101, проходившей по льду Шлиссельбургской губы Ладожского озера, и ВАД-102, проходившей от восточного берега Ладоги до ст. Заборье.27

Таким образом, ледовая дорога длиной 30 км, удлинилась до 308 км за счет сухопутных дорог, проходивших к востоку от Ладоги. Темпы движения были крайне низкими, некоторые автоколонны находились в пути от 10 до 20 суток.28

 

4. Тихвин снова наш…Ленинград спасен

По указанию Ставки Верховного Главнокомандования советские войска в ноябре — декабре 1941г.  предприняли стратегическую наступательную операцию и освободили Тихвин. Уже в декабре 1941 г. в связи с разгромом фашистов на тихвинском и волховском направлениях длина ВАД-102 сократилась до 180 км.

20 декабря последовал приказ Военсовета фронта о переносе базы снабжения на          ст. Тихвин. Это намного сократило маршрут движения автомашин. Основной поток шел по следующей схеме: от Тихвина до ст. Колчаново — автотранспортом, затем по ж/д до ст. Войбокало, а отсюда вновь автотранспортом до баз на западном берегу Ладожского озера. 29

В ноябре - декабре 1941 г. по дороге было доставлено в Ленинград 16,5 тыс. т грузов.

Военсовет Ленфронта принял постановление об увеличении нормы ежедневной выдачи хлеба населению Ленинграда. С 25 декабря 1941 г. рабочие и ИТР стали получать по 350 г хлеба в день, остальное население — по 200 г.30  

И хотя прибавка была небольшой, люди в хлебных очередях обнимали друг друга и поздравляли с этой прибавкой,  у ленинградцев появилась надежда на лучшее.

5. «Дорога жизни» и её водные ледовые трассы спасли Ленинград…

Автомобильное движение по ледовой трассе, начавшись 1941 г., было прекращено. За первую блокадную зиму с 22 ноября 1941 г. по 24 апреля 1942 г в Ленинград было доставлено 361 тыс. т грузов, в т.ч. 262 тыс. т продовольствия, а также эвакуировано из города 550 тыс. человек.

Потом ледовая дорога действовала еще две военных зимы вплоть до 27 января 1944 г., когда была окончательно снята блокада Ленинграда. Летом продолжала действовать переправа грузов и людей судами.

За все время действия Дороги жизни по ней было перевезено в обе стороны, по данным Центрального военно-морского архива, 2 млн 335 тыс. 51 т. грузов: зимой по льду суммарно 645 тыс. 965 т и летом по воде 1 млн 689 тыс. 86 т. грузов.31

            Центральная газета «Правда» 9 мая 1942 г. писала: «История Ладожской дороги -  это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей.

           Дорога жила полнокровной фронтовой жизнью. Это и был фронт. И эти люди были одним из стойких отрядов защитников Ленинграда. Они знали, что на них возложена почетнейшая задача снабжения героического города, снабжения бойцов фронта, и работали с величайшей самоотверженностью...

          Когда-нибудь поэты и писатели сложат песни о ленинградской дороге жизни. Они вспомнят о том, как шли по льду эшелоны машин с грузами из Москвы, Свердловска, Горького, Сталинграда, как везли по ней подарки из Средней Азии, как тянулись по ней красные обозы партизан из оккупированных районов Ленинградской области. Страна с глубокой благодарностью узнает о подвиге каждого из тружеников и воинов, проложивших и оберегавших дорогу, об огромном внимании, которое уделили ледовой магистрали ленинградские партийные организации.

           Бойцы, командиры и политработники ладожской магистрали проявили ясность цели, настойчивость в достижении этой цели, выдержку и мужество, смелость и стойкость — характерные качества советских людей».32

Друзья! Мы сегодня есть, потому что простые советские люди, дети того сурового и героического времени, c горячими сердцами, переполненными искренней любовью к родине, к родному городу и друг к другу, в ту суровую годину не сдали фашистам Ленинград!

 

 

Подготовил

Главный архивист ГКУ ЛОГАВ

Г.А. Москвин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ССЫЛКИ ИСТОЧНИКИ.

1. Книга «Блокадная книга» - Адамович Алесь Михайлович. Читать - Оглавление - - ЛитЛайф - книги читать онлайн. https://litlife.club/books/872/read?page=2//дата обращения:24_10_2025.

Электронная версия. Вступительная статья А.П. Крюковских. С 2.

2.Берггольц О. Ф. — Ленинградская поэма | Стихотворение | LearnOff. https://learnoff.com/library/berggolts-o-f-leningradskaya-poema/дата обращения:22_10_2025.

3.Федоров Евгений. «ЛЕДОВАЯ ДОРОГА». Государственное издательство Художественной литературы. Ленинград. 1943 г. С.20.

4. Великая Отечественная война.1941-1945.  М. Советская энциклопедия. 1985 г. С. 251.

5. Манштейн Эрих, фон. «Утерянные победы». Электронная версия. С.10

http://militera.lib.ru/memo/german/manstein/10.html// дата обращения: 18_01_2021.

6. Чероков В. С. Для тебя, Ленинград! ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА -[Мемуары]. Электронная версия. С.7.

https://militera.lib.ru/memo/russian/cherokov_bs/07.html// дата обращения: 04_09_2025.

7. Электронная библиотека исторических документов (ЭБИД) | Постановление ГКО СССР № 604 «О транспортировке грузов для Ленинграда». 30 августа 1941 г. https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/373486-postanovlenie-gko-sssr-locale-nil-604-locale-nil-o-transportirovke-gruzov-dlya-leningrada-locale-nil-30-avgusta-1941-g//дата обращения:06_08_2025.

8. Постановление Военного совета Ленфронта «О благоустройстве гавани Осиновецкой» № 00243 от 9 сентября 1941 г. ЦАМО РФ. Ф. 217. Оп. 1258. Д. 4. Л. 99–101. Подлинник. https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/863116660.pdf//дата обращения:22_10_2025.

9,10. Ленинград Блокада Подвиг. Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. Глава 6. Электронная версия. С.7.

https://web.archive.org/web/20140226154555/http://blokada.otrok.ru/pavlov/07.htm.

11. Федоров Евгений. «ЛЕДОВАЯ ДОРОГА». Указанный источник. С.20.

12,13,14. Волынец Алексей Николаевич. «Жданов». Читать онлайн - RuLit – С.97. https://www.rulit.me/books/zhdanov-read-336919-97.html//дата обращения: 22_10_2025.

15. А.А. Жданов и Г.М. Маленков - ЛИНИЯ СТАЛИНА. https://stalinline.ru/2019/02/25/а-а-жданов-и-г-м-маленков/дата обращения:22_10_2025.

16. 75 лет Дороге жизни: как советская наука спасала блокадный Ленинград 27 ноября 2016.

https://topwar.ru/104453-75-let-doroge-zhizni-kak-sovetskaya-nauka-spasala-blokadnyy-leningrad.html.

17.Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. Ледовая дорога через Ладогу зимой 1941/42 г. - Ленинград  Блокада Подвиг/ http://blokada.otrok.ru/library/koval/05.htm_ дата обращения_ 21_11_2023.

  1. Первопроходцы.  22 ноября 1941 года.. | Мемориальный комплекс «Дорога Победы» « | ВКонтакте

https://vk.com/wall-194244956_347//дата обращения:22_10_2025.

19,20,21,22. Ковальчук В.М. Ленинград и Большая Земля. Глава третья. Ледовая дорога через Ладогу зимой 1941/42 г. Подготовительный период. https://militera.lib.ru/h/kovalchuk_vm/03.html//дата обращения: 23_10_2025. Электронная версия. С.3.

23. Ковальчук В.М. Ленинград и Большая Земля. Указанный источник. Электронная версия.  С. 03

24.Смирнов Е. И. Фронтовое милосердие. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА. [Мемуары]. Электронная версия. https://militera.lib.ru/memo/russian/smirnov_ei/16.html//дата обращения:23_10_2025. С. 16.

25. Постановление Военного совета Ленинградского фронта № 00419 от 24 ноября 1941г.  «О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗИМНЕЙ ФРОНТОВОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ».

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/blokada-leningrada-v-dokumentah-rassekrechennyh-arhivov/2_ дата обращения_ 24_11_2.3 ЦАМО РФ. Ф. 217. Оп. 33419. Д. 3. Л. 134–138.

26.Ковальчук В.М. Ленинград и Большая Земля/ ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Указанный источник.

https://militera.lib.ru/h/kovalchuk_vm/03.html // дата обращения:23_10_2025. Электронная версия. С. 03

27.Непокоренный Ленинград ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.[ Военная история ] Электронная версия. С. 06

https://militera.lib.ru/h/leningrad/06.html//23_10_2025.

28. Ковальчук В.М. Ленинград и Большая Земля. Указанный источник. Электронная версия. С. 03.

29. Непокоренный Ленинград. VI. Помощь «большой земли». Ладожская ледовая трасса. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Военная история ]-- https://militera.lib.ru/h/leningrad/06.html//дата обращения: 23_10_2025. Электронная версия. С. 06

30.Непокоренный Ленинград. Указанный источник. Там же.

31. Центральный Военно-Морской архив, фонд 505, дело 29, листы 391, 392.

32. Ковальчук В.М. Ленинград и Большая Земля Глава третья. Ледовая дорога через Ладогу зимой 1941/42 г. Подготовительный период. Указанный источник. Электронная версия. С. 03.