ДЕНЬ РАЗГРОМА НЕМЕЦКОЙ ФЛОТИЛИИ НА ЛАДОЖСКОМ ОЗЕРЕ В СРАЖЕНИИ ЗА ОСТРОВ СУХО - 22 ОКТЯБРЯ

22 октября 1942 года в сражении за остров Сухо (далее - о. Сухо) в Ладожском озере была разгромлена немецкая военная озерная десантная флотилия.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ.
Это сражение вошло в историю Ленинградской битвы 1941-1944 гг. как важный эпизод борьбы за стратегические водные коммуникации «Дороги жизни», развернувшейся в 1942 году между немецким 1-ым воздушным флотом (далее - «Люфтфлотте1») и подчиненной ему десантной флотилией, с одной стороны, и Ладожской военной флотилией (далее - ЛВФ) - с другой.
В этот день краснофлотцы гарнизона артиллерийской батареи № 473 ЛВФ, располагавшейся на о. Сухо, а также экипажи сторожевых кораблей ЛВФ (тральщик «ТЩ-100», малый охотник «МО-171») и канонерских лодок «Бира, «Селеменджа« во взаимодействии с Военно-воздушными силами Балтфлота (3-й и 4-й гвардейские истребительные авиаполки); а также Ленинградского и Волховского фронтов (3 истребительных авиаполка) и войск противовоздушной обороны (далее - ПВО) Ладожского оборонительного района (123-й истребительный авиаполк 7-го истребительного авиакорпуса), вступили в сражение с немецкой военной озерной десантной флотилией, насчитывавшей более 30 судов, (включая десантные паромы и быстроходные итальянские торпедные катера), а также в воздушный бой с сопровождавшей флотилию группировкой немецких самолетов из состава Люфтфлотте1.
Участники этого сражения отразили вылазку немецкого штурмового отряда (более 100 человек), десантированного на о. Сухо с целью уничтожения маяка и артбатареи, обеспечивавших безопасность функционирования водной трасы «Дороги жизни»: «порт Новая Ладога – порт Осиновец». Они разгромили немецкую десантную флотилию, вооруженных двадцатью 80-мм арторудий, уничтожив при этом 16 десантных паромов, и взяв, в качестве трофея, один паром.
Кроме того, в воздушном бою было сбито 15 немецких самолетов «Люфтфлотте1», прикрывавших немецкую озерную флотилию с воздуха.
ГЛАВА I. …В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ БИТВЫ ЗА ЛЕНИНГРАД...
18 сентября 1941 г., через 10 дней после блокирования немецкими и финскими войсками коммуникаций, связывавших Ленинград с Большой землей, начальник штаба Верховного командования вермахта (ОКВ), генерал-полковник Франц Гальдер, записал в своём Военном дневнике: «Кольцо окружения вокруг Ленинграда пока не замкнуто так плотно, как этого хотелось бы... Положение здесь будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник — голод».2
А 29 сентября из Штаба руководства морской войной появилась Директива «Будущность города Петербурга«, извещающая командование группы армий «Север» (генерал - фельдмаршал Р. фон Лееб) об окончательном решении Гитлера: - «cтереть город Петербург с лица земли«.3
Это решение диктовалось нежеланием Гитлера брать предписываемую международными военными конвенциями для воющих государств обязанность кормить население оккупированных советских городов. Как гласила Директива штаба ОКВ от 7 октября 1941 г.: «Недопустимо рисковать жизнью немецких солдат для спасения русских городов от огня, точно также, как нельзя кормить их население за счёт германской родины».4 Этими же соображениями объясняется и приказ Гитлера после того, как немецкие войска осадили Ленинград: в город не входить, капитуляцию его не принимать; даже, если она и будет предложена, чтобы не кормить население города, насчитывавшее тогда около 2,5 млн человек (на 1 апреля 1941 г . – 3 191 304 чел.).5
8 ноября 1941 г., (в день падения Тихвина), выступая в Мюнхене, на мероприятии, посвящённом 18–й годовщине мюнхенского фашистского «пивного путча«, Гитлер заявил: - « Ленинграду рассчитывать не на что. Он падет рано или поздно. Кольцо блокады не разорвать никому. Ленинграду суждено погибнуть от голода«.6
2.Роль ладожских коммуникаций «Дороги жизни» в спасении Ленинграда.
Вопреки варварским планам Гитлера – голодом и блокадой вынудить Ленинград к сдаче - командование Ленинградского фронта (далее - Ленфронт) по инициативе 1-го члена Военного совета фронта, Секретаря ЦК, 1-го секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) А.А. Жданова организовало прокладку стратегических транспортных коммуникаций на Ладожском озере, связавших Ленинград с Большой землей.
С 12 сентября 1941 г. начали функционировать водные коммуникации, а с 22 ноября - ледовые. По ним Ленинград и Ленфронт снабжались всем необходимым. Благодарные ленинградцы любовно назвали их «Дорогой жизни».
Стратегическое значение этих коммуникаций в блокаду заключалось в том, что в навигацию - по воде, а во время ледостава - по льду, по ним с января 1942 г. была осуществлена массовая эвакуация населения, а также обеспечивалось снабжение продовольствием, боеприпасами, горючим, живой силой Ленинграда, пятисоттысячной группировки Ленфронта, Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) и ЛВФ, а также Отдельной Приморской группы войск, расположенной на Ораниенбаумском плацдарме; (по «Малой Дороге жизни»).
За период блокады Ленинграда через Ладогу в обоих направлениях было перевезено 1 848 645 человек и 2 335 051 тонн грузов. Из этого количества на ледовые трассы приходится 736 145 человек и 645 965 тонн грузов, а на водные трассы - 1 112 500 человек и 1 639 086 тонн грузов.7 Без ладожских коммуникаций выживание Ленинграда в годы блокады было бы невозможно.
Значение «Дороги жизни» для спасения Ленинграда признавало и военно-политическое руководство Германии. «Гитлер надеялся на возможность вынудить Ленинград и его население к сдаче голодной блокадой, - писал, в связи с этим, фельдмаршал Эрих фон Манштейн. - Но Советы перечеркнули его планы, организовав снабжение через Ладожское озеро - летом с помощью судов, зимой по построенной по льду дороге«.8
3. Ладожская военная флотилия в ответе за перевозки грузов для Ленинграда.
3 сентября 1941 г. Военный совет Ленфронта принял Постановление, возлагавшее на ЛВФ (капитан 1 ранга В.С. Чероков) ответственность за все перевозки грузов по Ладоге; их обеспечение, а также сопровождение грузовых кораблей; ей было подчинено Северо-Западное речное пароходство (далее-СЗРП), суда которого были задействованы в этих перевозках.9 На командование флотилии была также возложена ответственность за благоустройство бухт, портов и пристаней и др. инфраcтруктуры «Дороги жизни» и защиту водных коммуникаций от врага.
ЛВФ было поручено организовать противодействие немецким катерам и десантным паромам, базировавшимся в захваченных финнами северных портах Ладожского озера, с использованием которых немецкое командование стремилось сорвать перевозки грузов для Ленинграда по водным трасам в период навигации.
Один из западных послевоенных историков Ю. Мейстер отмечал исключительную роль и стратегическое значение боевой деятельности ЛФВ в защите водных коммуникаций «Дороги жизни« на Ладожском озере. Цитата. «Если бы летом 1942 г. удалось заставить русских прекратить подвоз продовольствия через Ладожское озеро, то Ленинград, полностью окруженный со стороны суши, удалось бы взять, не принося при этом больших жертв… Но русские не допустили, того, чтобы Ленинград заморили голодом, и он попал в руки противника. Тем самым советская Ладожская военная флотилия внесла значительный вклад в коренное изменение хода войны на Востоке». 10
4. Остров Сухо - опорный наземный объект ЛВФ…
Командование Балтфлота и ЛВФ создали в Ладожском озере опорные пункты, способные защищать водные трассы. В такой опорный форпост флотилии в 1941 г. был превращен о. Сухо.
Этот небольшой каменистый остров занимал важное положение на пути следования наших кораблей с грузами по трассе: «порт Новая Ладога - порт Осиновец«. Он позволял контролировать акваторию южной части Ладоги, а также прикрывал подходы к Волховской губе, и к Новой Ладоге, где располагались главная база и штаб военной флотилии. Построенный на острове ещё в 1891 г. маяк, служил ориентиром для судов. (В блокаду он работал лишь в часы движения кораблей и судов ЛВФ и СЗРП). На острове также был оборудован наблюдательный пост и установлена радиостанция.
В связи с участившимся появлением немецких катеров в районе о. Сухо, командование КБФ усилило оборону острова. С декабря 1941 г. здесь постоянно дежурили 2-3 корабля ЛВФ, державшие радиосвязь со штабом флотилии и с гарнизоном острова. В сентябре 1942 г. на острове была установлена трёхорудийная артбатарея противокатерной обороны: 3 пушки калибром 100-мм (Б-24) и 3 пулемёта; а также сооружены орудийные дворики, землянки для боевых расчетов. Батарея обеспечивала противодесантную оборону и защищала наши озерные конвои от ударов немецких кораблей.
Гарнизон батареи во главе со ст. лейтенантом И. К. Гусевым насчитывал 98 краснофлотцев, направленных сюда с кораблей и отдельных батальонов морской пехоты Балтфлота.
ГЛАВА II. « …СОРВАТЬ ЭВАКУАЦИЮ ЛЕНИНГРАДА ВСЕМИ СРЕДСТВАМИ...»
1.Директива Гитлера командующему 1-ым немецким воздушным флотом-«Luftflotte 1».
Cтойкость Ленинграда и его жителей вызвали ярость у Гитлера. Читая донесения о бесперебойной деятельности Ладожской коммуникации, по которой снабжался Ленинград, он приходил в неистовство и требовал её уничтожения.
Так, 27 мая 1942 г. он подписал директиву, адресованную командующему «Luftflotte 1», требовавшую «…сорвать эвакуацию Ленинграда всеми средствами и особенно воздушными налетами на Ладожский район судоходства, чтобы не дать противнику возможности усилиться посредством переноса войск или работ по вооружению, или достичь улучшения продовольственного положения и тем самым обороны Ленинграда».11
Из-за отсутствия у блокировавшей Ленинград группы армий «Север» (далее - ГА «Север») существенных военно-морских сил, эта задача была возложена на командующего «Luftflotte 1»- генерал – полковника Келлера и его штаб.
2. Операция «Клабаутерманн«. Цель - «…уничтожить Ладожскую флотилию русских».
В связи с тем, что сорвать грузоперевозки для Ленинграда силами одной только авиации оказалось невозможным, командование ГА «Север» приняло решение создать на Ладожском озере свою военную озерную флотилию.
В начале июня 1942 г. в штабе финской Ладожской береговой бригады (порт Лахденпохья) прошли совещания с немецкими и финскими офицерами по поводу уничтожения ЛВФ.
3 июня представители «Luftflotte 1» (подполковники Зибель и Вахтель) сообщили финским союзникам, что «немецким военным командованием поставлена задача уничтожить Ладожскую флотилию русских, чтобы можно было прекратить эвакуацию и снабжение окруженного Ленинграда или по крайней мере в значительной мере это затруднить».12
По их словам, поставленную задачу предполагалось, осуществить следующим образом:
-«Luftflotte 1« обеспечит уничтожение баз флотилии в южной части Ладоги (порты Морье, Осиновец и Новая Ладога), а также находящихся в них кораблей (…), и их действиям будет сопутствовать производимое со стороны озера нападение.
-«Luftflotte 1« «будет прикрывать производимое с озера нападение, а также на ещё более ранней стадии уничтожит находящиеся в этой части Ладоги наиболее важные маяки«. 13
Таким образом, в июне 1942 г. командование «Luftflotte 1», во исполнение директивы Гитлера от 27 мая 1942 г., начало подготовку десантных операций на Ладоге против баз и кораблей ЛВФ и объектов портовой инфраструктуры - маяков и стратегически важных мостов через Волхов, для установления контроля над водными трассами «Дороги жизни«, её тылами и противодействия эвакуации населения Ленинграда и его снабжения.
3.Задача: создать полнокровную немецкую озерную военную флотилию на Ладоге.
В связи с тем, что в 1941 г. немецкая озерная флотилия на Ладоге насчитывала только 4 парома с артвооружением, 2 буксира и ок. 150 малых катеров, что значительно уступало по мощи ЛВФ,14 было решено создать на озере полнокровную флотилию десантных кораблей -«военно-морское крыло«; насытив её быстроходными паромами и торпедными катерами.
Финские союзники предоставили для базирования немецкой озерной флотилии порты Лахденопохья и Сортанлахти на северном побережье озера, оккупированные ими осенью 1941 г.
Военные власти Финляндии решили в навигацию 1942 г. срочно создать и свою озерную группировку кораблей. В ответ на просьбу союзников, в мае 1942 г. из Германии было отправлено на Ладогу 6 немецких катеров-тральщиков, (имевших скорость 25–32 узла и вооруженных 2-мя зенитными автоматами). Они несли по 4 глубинные бомбы или мины.15
4. Фашистская Италия – в сообщниках…
В создании немецкой озерной десантной флотилии участвовала и союзница Германии -фашистская Италия, предоставившая торпедные катера, укомплектованные личным составом.
5 июня 1942 г. в Хельсинки прибыл первый из 4-х итальянских катеров типа MAS (Motoscato Anti Somergibile). 7 июня он был отправлен на Ладожское озеро. 22 июля ещё 4 итальянских торпедных катера прибыли в Сортанлахту. Они были доставлены пароходом в Хельсинки, а затем на буксире прошли шхерами до Выборга; а оттуда по Сайменскому каналу; а последний участок пути до Лахденпохья – по железной дороге. Катера водоизмещением 20 т, имели скорость хода 47 узлов и были вооружены одним 20-мм автоматом.16
7. Немецко – финско - итальянская военная озерная флотилия на Ладоге создана.
К началу августа 1942 г. объединенная немецко-итало-финская флотилия насчитывала: 7 тяжелых, 6 легких и 8 специальных десантных паромов; 8 десантных и 6 сторожевых катеров, 4 итальянских торпедных катера (MAS), финский торпедный катер; а также 60 катеров связи и канонерскую лодку. Главной их базой была Лахденпохья; а пунктами базирования – Сортанлахти, Кексгольм, Сортавала, Салми, Саунасари. 17,18
Эта совместная усиленная флотилия представляла серьезную угрозу водным коммуникациям «Дороги жизни».
Перед объединенной немецко-финско-итальянской флотилией были поставлены задачи: уничтожение кораблей и судов ЛВФ и СЗРП, идущих по большой водной трассе «Дороги жизни»: (Новая Ладога — Морье — Осиновец);а также постановка минных заграждений в этом же районе и уничтожение транспортных средств, осуществлявших перевозки грузов для Ленинграда по малой трассе: Кобона — Осиновец.19
Объединенные военные озерные силы на Ладоге подчинялись штабу «Люфтфлотте1» генерал-полковника Келлера, что и сыграло с флотилией «плохую шутку» в день высадки десанта на о. Сухо 22 октября 1941 г., завершившейся полным провалом.
ГЛАВА III. ПРОВАЛ ОПЕРАЦИИ «БРАЗИЛЬ«…
1.Тот самый бой с немецким десантом на острове Сухо. 22 октября 1942 г.
07.00 утра. Дежурные сигнальщики гарнизона обнаружили приближающиеся к острову суда немецкой флотилии. На острове сыграли боевую тревогу.
07.10. Немецкие десантные паромы и катера разделись, охватывая остров с западной стороны полукольцом, и, открыв при этом интенсивный артогонь из 88-мм пушек. В результате, была сбита антенна радиостанции и гарнизон лишился радиосвязи со штабом ЛВФ.
В это время, юго - восточнее острова, несли дозорную службу морской охотник «МО-171« и тральщик «ТЩ-100«, вооруженные двумя 45-мм пушками. Суда сообщили по радиосвязи в штаб Ладожской флотилии о нападении немецкой флотилии и открыли по ней огонь.
08.08. Под прикрытием артогня с паромов к острову устремились 6 быстроходных катеров с немецким десантом. Краснофлотцы встретили высадившихся десантников пулеметным огнём; но 50 (70) десантников сумели высадиться на остров. Завязался жестокий рукопашный бой.
Трагическую героичность боя передает донесение, написанное командиром гарнизона ст. лейтенантом Гусевым: -«Идет сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Побили много фашистов…».20
Краснофлотцы, обстреливаемые пушечно-пулеметным огнем с паромов, атакуемые десантниками, израненные и уставшие от невероятно напряженного боя, вступили с ними в рукопашную схватку; героически защищая батарею, маяк и сам остров.21
Не ожидав такого ожесточенного сопротивления, и, получив приказ (сигнальной ракетой) срочно покинуть остров, остатки десантного отряда, захватив своих убитых и раненых, а также 6 плененных ими раненых краснофлотцев, к 9 час. 20 мин. покинули остров. Но, лишь немногим из удалось вернуться; ибо часть из них были убиты в бою на острове, часть утонули в Ладоге.
На помощь гарнизону, поднятые по тревоге, уже подходили корабли ЛВФ.
09.30. В бой с немецкими десантными паромами вступили прибывшие с базы ЛВФ в Новой Ладоге малые охотники: «МО-201«, «МО-205« и «МО-206 «.
09.30. Немецкая флотилия стала полным ходом уходить на северо-запад.
Корабли ЛВФ и авиация КБФ до 16 часов атаковали и преследовали её паромы и катера.
09.30. Штурмовая авиация нанесла бомбовый удар по отходящей флотилии.
11.00. По отходящим десантным паромам открыл огонь отряд кораблей, прибывших из Морье; в т.ч., бронекатер № 100, катера «МО-198« и «МО-214«, а также канонерские лодки «Бира» и «Селемджа»; артогнём своих пушек они повредили десантный паром и десантный катер.
Около 16.00, получив повреждения, «Бира« и «Селемджа« прекратили их преследование.
Итог. Силами Ленинградской военной флотилии и авиации КБФ 17 из 23 десантных паромов, атаковавших остров, были потоплены.22
В результате действий авиации и кораблей один десантный паром «Зибель« был захвачен в качестве трофея.23
В корабельном составе Ладожской флотилии потерь не было.
2.Воздушный бой с самолетами «Luftflotte 1» над о. Сухо
По запросу командующего КБФ, вице-адмирала В.Ф. Трибуца, в район сражения срочно прибыла группировка самолетов ВВС КБФ, Ленинградского и Волховского фронтов.
Наша авиация произвела свыше 200 самолето – вылетов; сбив в воздушном сражении с «Luftflotte 1», немецких 15 самолетов. (Наши потери - 6 самолетов).24
ГЛАВА IV. О ГЕРОЯХ И ПОДВИГАХ СРАЖЕНИЯ ЗА ОСТРОВ СУХО.
В рукопашном бою с высадившимся немецким десантом отличились 22 бойца гарнизона.
Приказом командующего КБФ, вице-адмирала Трибуца № 78 от 3 ноября 1942 г. за мужество, проявленное в бою, легендарный командир батареи, ст. лейтенант И.К. Гусев был награжден орденом Ленина. Он даже после нескольких ранений не покинул поле боя, продолжая руководить обороной острова из землянки, куда его отнесли краснофлотцы после 4-го ранения.
В его наградном листе говорится: «Товарищ Гусев с первого момента боя правильно и умело руководил боевой работой своих подчиненных. Огнем батареи утоплено три и подбито три десантных судна противника и уничтожено до 20 немцев, высадившихся на остров под прикрытием мощного артиллерийского и пулеметного огня со всех судов».25
Среди награжденных был и главный старшина артбатареи И.И. Мартынов, принявший на себя руководство боем после ранения командира. Он награжден орденом Красного Знамени
Это героическое сражение за о. Сухо имело даже международный отклик. Вот как оценил действия Ладожской военной флотилии английский журнал «Нейви». Цитата. «Летом (1942 г.) страны оси решили парализовать путь через Ладожское озеро, по которому Ленинград получал снабжение, и сделать блокаду полной. Но в то время, как вооруженные силы государств оси не могли выполнить эту задачу и действовали безрезультатно, русский флот неожиданно проявил большую инициативу и тактическое мастерство и отразил несколько атак со стороны немцев и итальянцев, охраняя доступ к Ленинграду по Дороге жизни.
На Ладожском озере советский флот продемонстрировал полное превосходство над флотом противника, остался хозяином этого важного пути«.26
Материал подготовлен:
Г.А. Москвин.
Главный архивист ГКУ ЛОГАВ
ИСТОЧНИКИ И ССЫЛКИ:
1. Иллюстрация из открытых интернет-источников.
2. Гальдер Ф. Военный дневник. 22.06.41 - 29.09.1942. М., 2004. Запись от 18 сентября 1941 г. (89-й день войны). «Военный дневник. 1941–1942«, Франц Гальдер - читать онлайн.
https://www.litres.ru/book/franc-galder/voennyy-dnevnik-1941-1942-6296796/chitat-onlayn/дата обращения:20_10_2025.
3. Нюрнбергский процесс. Сб. материалов в двух томах. 3-е изд.Т.2. - М., 1955, с.783. [Директива начальника штаба руководства морской войной Германии. Берлин, 29 сентября 1941 года, № 1 — 1а 1601/41—«Будущность города Петербурга». Перевод с немецкого.]
Электронная библиотека исторических документов (ЭБИД) | Директива начальника штаба военно-морских сил об уничтожении гор. Ленинграда. Будущее города Петербурга. Берлин, 29 сентября 1941 г.
https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/301885//дтаобращения:20_10_2025
4.Директива штаба Верховного главнокомандования вермахта о разрушении Ленинграда, Москвы и других городов СССР.7 октября 1941 г.
Государственный архив РФ. Ф. Р-7021. Оп. 148. Д. 227. Л. 9–10. На немецком языке. Опубл.: Преступные цели – преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941–1944 гг.). – М., 1985. – С. 257–258; Trial the Major War Criminals before the International Military Tribunal. Nuremberg 14 November 1945 – 1 October 1946. Vol. XХXIV. Nuremberg, 1949. S. 425–427. https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/163594//дата обращения:20_10_2025.
Электронная библиотека исторических документов (ЭБИД) | Директива ОКВ о разрушении Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза от 7 октября 1941 г.
5. РСФСР. Административно-территориальное деление на 1 апреля 1941 г. Эл. версия. С. 171-174.
6. Драбкин Артем. 22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война. Электронная версия.https://iknigi.net/avtor-artem-drabkin/118421-22-iyunya-9-maya-velikaya-otechestvennaya-voyna-artem-drabkin/read/page-26.html_17.01.2021.С. 26//дата обращения:20_04_2023.
7. ЦВМА. Ф.505. д.29. л. 391-393. Цитировано по книге: Величие биты за Ленинград. 1941-1944. Тесса. Санкт-Петербург. 2004. С.77-78.
8.Манштейн Эрих, фон. «Утерянные победы». Электронная копия. http://militera.lib.ru/memo/german/manstein/10.html_18.01.2021.С.10.
9. Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[Мемуары]--
http://militera.lib.ru/memo/russian/tributz_vf/01.html_дата обращения: 08_02_23)
http://militera.lib.ru/memo/russian/tributz_vf/02.html: _дата обращения 14_12_2022.
10. Цитировано по книге: Величие биты за Ленинград. 1941-1944. С.77-78.
11. Указанный источник. Величие биты за Ленинград. Там же. С. 76-77.
12. Окрестности Петербурга: Военно-исторический раздел: »Книга «Бой у о. Сухо».
https://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=9731&goto=118746#msg_118746//дата обращения: 10_12_2022.
13. Указанный источник. Окрестности Петербурга. Там же.
14. Указанный источник. Величие биты за Ленинград. Там же. С. 76.
15.Финляндия. Через три войны к миру Александра Широкорада: онлайн чтение – стр.24.https://iknigi.net/avtor-aleksandr-shirokorad/128394-finlyandiya-cherez-tri-voyny-k-miru-aleksandr-shirokorad/read/page-24.html//дата обращения:07_04_2023.
16. Указанный источник. Широкорад А.Б. Финляндия. Через три войны к миру.
https://iknigi.net/avtor-aleksandr-shirokorad/128394-finlyandiya-cherez-tri-voyny-k-miru-aleksandr-shirokorad/read/page-24.html// дата обращения: 07_04_2023.
17,18. Справка «Бой местного значения. Бой за о. Сухо«, приложенная к Ходатайству депутатов ЗАКСа Ленобласти А.Ю. Смирнова и А.А. Фомина. (2-ой абзац, 2-ой страницы). Письмо на имя председателя комиссии по рассмотрению предложений об установлении праздничных дней и памятных дат Ленинградской области Ялова Д.А. Исх. №236/2022 от 15.11.2022)
Окрестности Петербурга Указанный источник …»Книга «Бой у о. Сухо».
https://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=9731&goto=118746#msg_118746//дата обращения: 10_12_2022.
https://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&goto=120190&rid=0//Дата обращения_08_04_2023.
19. Роль советской авиации в провале операции «Бразиль».
20.https://1kommunist.ru/2022/10/22/22-oktyabrya-1942-goda-gorstka-zashhitnikov-garnizona-o-suxo-derzhalas-6-chasov-do-podxoda-ladozhskoj-flotilii-sorvav-operaciyu-kotoruyu-nemcy-planirovali-s-vesny-1942-goda-i-otbila-vrazheskij-desa.
21. https://lsvsx.livejournal.com/920111.html//дата обращения:09_12_2022.
22. Величие биты за Ленинград. Указанный источник. С.77.
23. В небе над Финским заливом и Ладогой. ВВС Балтийского флота в 1942 году. Советские ВВС против кригсмарине». https://history.wikireading.ru/199209//_дата обращения:19_04_2023.
24.Указанный источник В небе над Финским заливом и Ладогой ВВС Балтийского флота в 1942 году. Советские ВВС против кригсмарине. https://history.wikireading.ru/199209\\ дата обращения:15_12_2022.
25. Битва за остров Сухо 22.10.1942 (1/3)
26. Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. Указанный источник. Там же.
http://militera.lib.ru/memo/russian/tributz_vf/01.html// дата обращения: 14_12_2022.
http://militera.lib.ru/memo/russian/tributz_vf/01.html