ДЕНЬ НАЧАЛА ГЕРОИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ ЛЕНИНГРАДА ВО ВРЕМЯ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ – 8 СЕНТЯБРЯ

На фото дневник Тани Савичевой в музее на Пискаревском мемориальном кладбище.
На фото дневник Тани Савичевой в музее на Пискаревском мемориальном кладбище.
«…КРЕЩЕННЫЕ БЛОКАДОЙ…»1
Осенью 1941 г. город Ленинград и более 2,5 млн его жителей2 оказались в смертельной опасности. Немецко-фашистские и финские войска с юго-запада, юго-востока и севера осадили его. Но город и его гордые жители так и не покорились врагам.
5 сентября 1941 г. в далекой Индии выдающийся русский художник, философ и гражданин Николай Рерих сочувственно, с большой верой в город и его жителей, записал в своём дневнике: «…ждановский Верден не сдастся».3 И он не сдался, оказав яростное сопротивление фашистской силе «тёмной».
И речь шла тогда не об отдельных случаях героизма, а о мужестве всех жителей великого города, воспитанных в высоких военно-морских традициях имперского града Петрова, души которых были возвышены идеями великого Октября и «рожденной» им культурной революции. Своей непревзойденной стойкостью, проявленной ими на протяжении вражеской осады, ленинградцы изумили тогда весь мир. Как писала блокадная поэтесса О. Берггольц, их духовным подвигом гордился «шар земной».4
Оказавшись в блокаде, жители Ленинграда и его руководители, в отличие от трусливых европейцев, сдавших в 1940 г. свои города гитлеровской Германии за считаные дни и недели, мужественно приняли на себя удар свирепого и могучего врага, остановив под стенами своего любимого города «неумолимый бег» немецких моторизованных дивизий группы армий «Север».
В условиях всепоглощающего голода, всепроникающего холода, непрерывных артобстрелов, изнуряющих бомбёжек и окружавшего их трупного ужаса, ленинградцы стоически вытерпели все нечеловеческие страдания, противопоставив нацистcкому «зверю из бездны» наивысшую силу человеческого духа!
«Единственное, что можно было противопоставить голоду и бесчеловечности фашизма, - это духовное сопротивление людей единственного города Второй мировой войны, который сумел выстоять», – так оценил этот подвиг ленинградцев писатель Д.А. Гранин, выступая 27 января 2014 г. перед депутатами германского Бундестага (ФРГ).5
Они вместе с защитниками Ленинграда яростно и жертвенно сражались с нацистами девятьсот адски трудных дней. Они выстояли и победили!
27 января 1944 г. настал праздник и на их улице - праздник Ленинградской победы!
ГЛАВА I. БЕСПРИМЕРНАЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ БЛОКАДА…
Какие военные события привели к установлению блокады Ленинграда…
Установление блокады стало следствием целой цепи негативных военных событий на фронте и на р. Свирь, связанных с наступлением немецких войск под Ленинградом и финских - на Ладожско-Онежском перешейке.
Так, 21 августа 1941 г. немецкие войска захватили ж/д ст. Чудово, перерезав главный ход Октябрьской железной дороги, связывавшей Ленинград со столицей страны - Москвой.
29 августа южнее стратегической узловой ж/д ст. Мга бы высажен немецкий десант, который перерезал участок Кировской ж/д Ленинград-Волховстрой, соединявший Ленинград с центром и востоком страны. Последний поезд по этому участку прошел 28 августа.
30 августа немецкие войска вышли на левый берег Невы у пос. Ивановское, перерезав последнюю шоссейную дорогу вдоль левого берега Невы, ведущую от Ленинграда к Шлиссельбургу, Старой Ладоге и Волховстрою.
Таким образом, с падением 8 сентября Шлиссельбурга последние сухопутные коммуникации, соединяющие Ленинград со страной, были окончательно перерезаны (в том числе был блокирован речной путь по Неве к Ладожскому озеру и перекрыт выход из ладожских каналов).
В этих условиях оставалась единственная водная трасса через Ладожское озеро.
Причем его южная часть у Шлиссельбурга была под контролем немецких войск, а северная - с портами Ландепохья и Сорталахти была под контролем финских войск. А в связи с выходом финских войск в начале сентября к р. Свирь под Лодейным Полем был блокирован и речной путь по Свири из Онежского озера.
Таким образом блокада означала полное блокирование немецко-финскими войсками сухопутных и речных коммуникаций, связывающих Ленинград с центром и востоком страны - с Большой землей.
Ленинград перед угрозой голода…
По состоянию на 12 сентября 1941 г. запасы продовольствия в Ленинграде были крайне ограниченны: хлеба, круп и мяса — на 30–35 суток, жиров — на 45 суток, сахара и кондитерских изделий — на 60 суток. Каменного угля при самой строжайшей экономии могло хватить лишь до ноября, а жидкого топлива — до конца сентября.6,7
Прокладка водных путей снабжения по Ладожскому озеру
Город надо было спасать от надвигающегося голода чрезвычайными мерами!
В условиях блокирования сухопутных коммуникаций, по которым снабжались всем необходимым Ленинград и его ближайшие пригороды, а также пятисоттысячная группировка войск Ленинградского фронта (далее - Ленфронт), Краснознаменного Балтфлота и Приморской группировки войск на Ораниенбаумском плацдарме, предстояло решить труднейшую задачу перевозок грузов для города и фронта по водным трассам бурного Ладожского озера.
Еще 30 августа 1941 г. Государственный комитет обороны СССР (далее - ГКО СССР) принял постановление «О транспортировке грузов для Ленинграда»,8 которым были намечены срочные меры по организации водных перевозок по Ладожскому озеру.
Постановление обязывало Наркомат путей сообщения (далее - НКПС) ежедневно, начиная с 31 августа направлять «на станцию Лодейное Поле по 8 маршрутов продовольствия и по 2 маршрута боеприпасов и вооружения и 1 маршрут горючего»9, а также «на станцию Волховстрой - по 2 маршрута продовольствия для перевалки в речные суда».10
3 сентября в дополнение к постановлению ГКО, ВоенСовет Ленфронта возложил на Ладожскую военную флотилию (далее – ЛВФ) ответственность за эти перевозки, подчинив ей Северо-Западное речное пароходство (далее - СЗРП).
9 сентября Военсовет принял решение «О благоустройстве гавани Осиновецкой» и постановил, что всю работу по приёму и разгрузке продовольственных и воинских грузов, поступающих для Ленинграда, Ленфронта и КБФ, перенести в Осиновецкую гавань на западном берегу Ладожского озера.
В кратчайшие сроки войсковые части Ленфронта и ленинградские рабочие соорудили 4 пирса для причаливания судов, произвели дноуглубительные работы, вынув 70 тыс. м3 грунта, проложили узкоколейку от причалов к основной ж/д магистрали, а также построили склады для продтоваров, горючего и боеприпасов; вырыли землянки для морских и охранных служб.11
12 сентября к Осиновецкому маяку прибыл первый конвой судов с продовольствием и боеприпасами для блокированного Ленинграда. Вот что сообщает об этом Уполномоченный ГКО СССР по продовольственному снабжению Ленинграда и Ленфронта Д.В. Павлов в своей книге «Ленинград в блокаде». Цитата. «В Осиновец 12 сентября поступили первые две баржи с грузом 800 тонн зерна. Это было крупное событие, поднимавшее дух осажденных. Население видело, что город имеет связь со страной, и страна шлет помощь».12
В тот же день со сторожевого корабля «Пурга» ЛВФ было выгружено 60 т боеприпасов. Через 3 дня прибыли ещё 5 судов с 3 тыс. т пшеницы.
Этим было положено начало перевозкам по водному пути через Ладожское озеро.
Начал функционировать основной водный путь: Гостинополье – Новая Ладога – Осиновец.
А всего, начиная с 12 сентября 1941 г. по конец навигации (15 ноября), по водным трассам было доставлено зерна, муки и крупы 24 097 т и 1131 т мясных и молочных продуктов.13 Кроме того, перевезено значительное количество боеприпасов, горючего и других крайне необходимых защитникам города грузов.
Доставленные 25 228 т продовольствия в сравнении с потребностями города составляли небольшую величину, однако эти тонны дали дополнительную возможность ленинградцам выиграть 20 дней. Как справедливо писал в своей книге Д.В. Павлов, «в условиях осады крепости даже один день много значит для осажденных».14
В октябре и ноябре 1941 г. водным путем через Ладожское озеро происходила и эвакуация населения Ленинграда. За это время было переправлено в тыл 33 479 человек.15
Ленинград героически сопротивляется осадившему его врагу
Несмотря на жестокую осаду - артобстрелы и страшные бомбежки города, и скудный продовольственный паек, героические защитники Ленинграда осенью 1941 г. оказали ожесточенное сопротивление, что изумило немецких генералов, бравших европейские столицы без какого-либо сопротивления в 1940 г. Вот как описывал после войны бои под Ленинградом немецкий генерал фон Бутлар. Цитата. «Войскам 18-й армии не удалось сломить дух сопротивления защитников города, с фанатичным упорством оборонявших каждый метр земли«.16,17.
Невский плацдарм и его легендарный левобережный «пятачок»
Запасы продовольствия иссякали, городу грозил голод. Водные перевозки не могли обеспечить Ленинград в полной мере. Спасти положение мог только прорыв блокады на шлиссельбургско-синявинском выступе (далее - ш/c выступ).
С целью вызволения Ленинграда из осадного кольца по указанию Ставки Верховного главного командования (далее - Ставка ВГК) во главе с И. Сталиным в 1941-1943 гг. Ленфронтом были проведены 5 наступательных операций в целях деблокады города: 1-я и 2-я Синявинские операции 1941 г. (20-26.09; 20-28.10); Синявинская операция 1942 г. (август-октябрь); стратегическая операция «Искра» 1943 г. (12-30.01) и др.
В эпицентре этих операций по деблокаде Ленинграда в районе р.п. Невская Дубровка на левом берегу Невы находился захваченный 20 сентября 1941г. плацдарм, вошедший в историю как «Невский пятачок».
Почти 7,5 мес., с 20 сентября вплоть до дня гибели плацдарма (29 апреля 1942 г.), сюда непрерывно переправлялись всё новые дивизии и стрелковые бригады для прорыва немецкой обороны в самом её узком месте блокадного кольца глубиной до 15 км, на ш/c выступе. В 1941-1943 гг. войска Ленфронта героически и жертвенно пытались пробиться навстречу войскам, наступавшим с волховского направления на Мгу и Синявино, чтобы деблокировать Ленинград.
Около 400 дней - с 20 сентября 1941 г. по 17 февраля 1943 г. с перерывом с 29.04. - по 26.09.1942 г. бойцы Ленфронта сражались на этом плацдарме, отражая в день по 12—16 немецких атак. На них обрушивалось до 50 тыс. снарядов, мин и авиабомб в сутки,18 однако врагу не удалось сломить их волю и упорство!
Чтобы оценить по достоинству мужество и героизм воевавших на плацдарме советских солдат, следует посмотреть на это глазами врага. Так, по свидетельству подполковника В. Рихтера из штаба 1-й пехотой дивизии, «…с 15 ноября по 27 декабря русские атаковали немецкие позиции (…) разведгруппами 79 раз, силой до двух рот – 60, от батальона и более – 50 раз. В 17 случаях русским удавалось врываться на немецкие позиции19 (т.е. в среднем по 15 атак в сутки). Враг ежедневно расходовал в среднем 8000 ручных гранат; немецкие окопы находились, зачастую, на расстоянии от 10-30 м.
«Кровавой мельницей» назовут ноябрьские бои 1941 г. на Невском плацдарме парашютисты 7-ой Критской дивизии.20 Один из них писал домой: «лучше трижды спрыгнуть с парашютом на Крит, чем участвовать тут в одном бою».21 Немецкий историк Г. Водаж называл бои с участием парашютистов»мясорубкой».22 Воевавшие здесь с 16 ноября солдаты из 1-й пд с опытом польской и французской военных кампаний 1939-1940 гг. называли бои на Невском фронте «адом Дубровки, кошмарной действительностью».23
Ледовые трассы «Дороги жизни»
Начало их функционирования относится к 22 ноября 1941 г. Именно в ночь с 22 на 23 ноября ещё по не окрепшему льду Ладожского озера на его восточный берег, в пос. Кобону, где располагались базы с продовольствием для Ленинграда, проехала 1-ая автоколонна из 60 грузовиков. Обратно она поехала с 70-ю тоннами ржаной мукой для ленинградцев и прибыла на западный берег к дер. Коккорево 23 ноября.
ГКО СССР: «Ленинградцев надо массово эвакуировать»…
22 января 1942 г. ГКО СССР принял постановление об эвакуации 500 тыс. ленинградцев, не занятых выполнением на оборонных заводах заказов фронта. По ледовой трассе через Ладожское озеро началась массовая эвакуация, в 1-ую очередь, детей, женщин, престарелых и больных людей. За 4 неполных месяца по ледовой трассе было вывезено 514 069 ленинградцев; в т.ч.: в январе – 11 296 чел., в феврале - 117 434, в марте - 221 947 и в апреле - 163 392 чел.24
«Дорога жизни» так названа самими ленинградцами…
«Дорога жизни» потому и названа самими ленинградцам так, что она спасала от голодной смерти всех: стариков, женщин, детей, зрелых людей, в т.ч. и пятисоттысячную группировку войск Ленфронта. Ибо были периоды, когда продовольствия в городе оставалось всего на 2-3 дня. Каждый корабль из Новой Ладоги и каждый грузовик с продовольствием, прибывший из Кобоны буквально спасали десятки тысяч жизней.
Её значение в спасении Ленинграда были вынуждены признать даже гитлеровские генералы. «Гитлер надеялся на возможность вынудить Ленинград и его население к сдаче голодной блокадой, - писал фельдмаршал Э. фон Манштейн. - Но Советы перечеркнули его планы, организовав снабжение через Ладожское озеро - летом с помощью судов, зимой по построенной по льду дороге».25
За время действия водных и ледовых трасс «Дороги жизни» на Ладоге и её сухопутного продолжения от Кобоны до Подборовья (и Заборья) в Бокситогорском районе было эвакуировано 1 млн 376 тыс. человек, а общее количество грузов, а это - спасительное продовольствие, топливо, боеприпасы, перевезенных в Ленинград по той дороге, составляло свыше 1 млн 615 тыс. т. 26
Без водных и ледовых ладожской транспортной стратегической магистрали спасение Ленинграда было бы невозможно!
«Дорога победы» (Февраль 1943 - март 1944 гг.)
18 января 1943 г., как только войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду и появилась возможность прокладки временной ж/д магистрали для сквозного проезда поездов с Большой земли в Ленинград, ГКО СССР принял постановление о срочном сооружении ж/д магистрали «Поляны – Шлиссельбург» и мостов через реки Назия, Нева.27
Эта магистраль была построена за рекордные 17 дней. 7 февраля 1943 г. легендарная паровозная бригада машиниста И.П. Пироженко со ст. Волховстрой привела в Ленинград 1-ый сквозной эшелон с продовольствием.
Благодаря новой ж/д магистрали, названной благодарными ленинградцами »Дорогой победы», с февраля по декабрь 1943 г в Ленинград было доставлено 4,44 млн т грузов, в том числе 630 тыс. т продовольствия, 426 тыс. т угля, 725 тыс. т торфа.28
С февраля 1943 г. до 27 января 1944 г., когда была полностью снята блокада, по «Дороге победы» прошло 4729 поездов, а за всё время работы — более 6000 составов. Около 75% от всех грузов, доставленных в Ленинград после прорыва блокады, приходилось именно на эту железнодорожную линиию«.29 Она действовала до 10 марта 1944 г., когда восстановилось обычное железнодорожное сообщение с Ленинградом.
По решению Военсовета Ленфронта с 22 февраля 1943 г. были повышены нормы выдачи хлеба ленинградцам, в том числе рабочим горячих цехов - 700 гр, оборонных предприятий -600 гр, служащим - 500 гр, иждивенцам и детям до 12 лет - 400 гр.30
Поэтому эта магистраль и получила гордое имя «Дорога победы».
Она позволила доставить в Ленинград втрое больше грузов чем по «Дороге жизни». Причем значительную часть грузов составляли: вооружение, боеприпасы, топливо для танков и самолетов, личный состав войск. Её функционирование позволило создать материальные предпосылки для успешного осуществления Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции 14.01-01.03.1944 г., в ходе которой были разгромлены войска группы армий «Север», блокировавшие Ленинград, и освобождены главные города и деревни на юго-западе и юге Ленинградской области в полосе Ленинградского фронта
27 января 1944 г. для ленинградцев наступил праздник Ленинградской победы!
ГЛАВА II. НЕ ЗАБУДЕМ , НЕ ПРОСТИМ!
Варварские артобстрелы и бомбежки города
Во исполнение варварской директивы Гитлера от 29 сентября 1941 г., предписывавшей «cтереть город Петербург с лица земли«,31 за месяцы блокады на город было обрушено 150 тыс. артиллерийских снарядов, и сброшено с самолетов свыше 100 тыс. зажигательных и около 5 тыс. фугасных авиабомб.32 От этих бомб и артснарядов в Ленинграде погибло 17 тыс. человек. 33
»…Пока не даст себя знать наш союзник - голод»…
Умами нацистских злодеев маниакально овладела идея погубить жителей непокорного города с помощью голода. 18 сентября 1941 г. начальник штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта, генерал-полковник Ф. Гальдер записал в своём Военном дневнике: «Кольцо окружения вокруг Ленинграда пока не замкнуто так плотно, как этого хотелось бы... Положение здесь будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник - голод».34
Из-за острой нехватки продовольствия блокированный город голодал. При среднесуточной физиологической норме для человека в 3200 килокалорий (далее - ккал), в частности в период с 20 ноября по 25 декабря 1941 г. ленинградские рабочие потребляли 1087 ккал; дети до 12 лет -684 ккал, служащие - 581, иждивенцы - 460 ккал.35
С помощью голода гитлеровцы устроили ленинградцам настоящий геноцид.
Блокадные потери от голода
Голод вызвал огромную смертность в городе. Согласно сведениям из Акта Ленинградской городской чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко- фашистских захватчиков в Ленинграде и его пригородах за годы блокады умерло от голода 632 253 человека.36
«Душа, крепясь, превозмогла предательскую немощь тела«…
Вопреки законам физиологии, по которым ленинградцы должны были все умереть от голодного истощения, они победили изнуряющий голод!
Ленинградцы выстояли, сохранили в себе ЧЕЛОВЕКА, не превратились в одичавших «зверей». Этот их главный человеческий подвиг поэтесса выразила в следующих стихах:
«Но тот, кто не жил с нами, — не поверит,
что в сотни раз почётней и трудней
в блокаде, в окруженье палачей
не превратиться в оборотня, в зверя…»37 .
Деятельное сопротивление ленинградцев врагу
Несмотря на муки голода и холода, жители блокадного Ленинграда продолжали учить детей, лечить раненых, производить военную продукцию. Это приходилось делать вручную, зачастую, на станках с ножным приводом.
В период блокады ленинградцы изготовили и отремонтировали 2 тыс. танков, 1,5 тыс. самолётов, 4,6 тыс. орудий, 850 боевых кораблей и судов, произвели 225 тыс. автоматов, 12 тыс. миномётов, 7,5 млн снарядов и мин.38
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Ленинградцы победили и голод и жестокого врага, наславшего на них это адово мучение!
«Мы победили их, победили морально, мы, осажденные ими!» - воскликнула О. Берггольц накануне прорыва блокады Ленинграда в своем предновогоднем тосте 29 декабря 1942 г.40
Статью подготовил
Главный архивист ГКУ ЛОГАВ
Г.А. Москвин
ССЫЛКИ ИСТОЧНИКИ
1.Берггольц Ольга. Февральский дневник. Новый сайт. Голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц. Стихи о блокаде Ленинграда, блокадные стихи.
http://olga-berggolc.gatchina3000.ru/089.htm// дата обращения: 14_02_2021.
2.Павлов, Дмитрий Васильевич. Ленинград в блокаде / Д. В. Павлов.
https://knigogid.ru/books/257433-leningrad-v-blokade/toread/page-9-14.01.21. (Стр.9).
[6-е изд. испр. и доп.]. - [Ленинград]: Лениздат, 1985. - 237, [1] с., 1 л. портр.: ил. -(Сильные духом непобедимы). 1. Блокада Ленинграда -- 1941 - 1944 -- Воспоминания, записки и т.п.
ББК 63.3(2)622,11ю14. Источник электронной копии: ПБ Место хранения оригинала: ЦВМБ.
3. Н.К. РЕРИХ. ЛИСТЫ ДНЕВНИКА. Т. II.
https://roerich-lib.ru/index.php/n-k-rerikh/n-k-rerikh-2/913-verden/.
4.Берггольц Ольга. Февральский дневник. Цитированный источник. Электронная версия. Там же.
http://olga-berggolc.gatchina3000.ru/089.htm//дата обращения:14_02_2021.
5. «Простить и помнить». Что сказал немцам в Рейхстаге лейтенант Гранин. Российская газета - Федеральный выпуск № 17(6289). 28.01.2014.
https://rg.ru/2014/01/27/granin-site.html_14.01.2021. https://minestage.ru/kvartiry-do-45-kv-m/daniil-granin-kakaya-mogla-byt-ideya-vo-vremya-blokady-krome-kak-vyzhit.htm)l.
6.Павлов Д. В. Ленинград в блокаде. М., 1958, с. 43, История СССР. М., 1957, т. 2.С. 10.
7. Гальдер Ф. Военный дневник. 22.06.41 - 29.09.1942. М., 2004. Запись от18 сентября1941 г. (89-й день войны). Василевский А.М. Дело всей жизни. — М.: Политиздат, 1978.
Сайт «Милитера» («Военная литература»): militera.lib.ru и militera.org
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/memo/russian/vasilevsky/index.html.
militera.lib.ru/memo/russian/vasilevsky/13.html,16.01.2021. С.13.
8,9,10. Постановление ГКО СССР № 604 «О транспортировке грузов для Ленинграда». 30 августа 1941 г. // РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 15. Л. 184. Подлинник. Машинописный текст.
Электронная библиотека исторических документов (ЭБИД) | Постановление ГКО СССР № 604. https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/373486-postanovlenie-gko-sssr-locale-nil-604-locale-nil-o-transportirovke-gruzov-dlya-leningrada-locale-nil-30-avgusta-1941-g//дата обращения:06_08_2025.
11.12,13,14. Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. Электронная версия. Глава 6. С.7. https://web.archive.org/web/20140226154555/http://blokada.otrok.ru/pavlov/07.htm.
15.Уродков С.А. «Эвакуация населения Ленинграда в 1941-1942 гг.» Рубрики: Книжная полка: Вестник Ленинградского университета. 1958. №8. С. 88-102. (Электронная версия)
16. См. Ленинград - город – фронт. Сборник статей. Стр.16.Статья Б.М. Белозерова.
17. Нюрнбергский процесс. Сб. материалов в двух томах. 3-е изд.Т.2. - М., 1955, с.783.
[Директива начальника штаба руководства морской войной Германии. Берлин, 29 сентября 1941 года, № 1 — 1а 1601/41—«Будущность города Петербурга». Перевод с немецкого.]
18.Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. Статья «Невская Дубровка». СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. М.1985. С.485.
19. Стахов Хассо Г. Трагедия на Неве. Шокирующая правда о блокаде Ленинграда. 1941-1944. /Пер. с нем. Лебедева Ю.М./ М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. С. 47- 48.
Электронная версия. Libking.ru. C.12. //дата обращения: 03_02_2025.
20.Журнал боевых действий ГА «Север». Цит. по ст. В.А. Мосунова «Кровавая мельница. Октябрь-декабрь 1941г.» в сборнике: «ПЛАЦДАРМ НЕВСКИЙ «ПЯТАЧОК». 1941-1943. C.212.
21.ЦАМО РФ. Ф. 344, оп. 5554. д. 995, л.л. 79-80. Цит. по ст. О.А. Суходымцева в сб. «ПЛАЦДАРМ НЕВСКИЙ «ПЯТАЧОК». Там же. C.234.
Мабир Ж.«Немецкие парашютисты на восточном фронте 1941-1945 г.г». М, 2005. С. 389.
22 Водаж Герберт «Прошедшие ад. Парашютисты». ФРГ. Изд. Дувенхорст, Ольденбург, 1994 г.
Цит. по ст. О.А. Суходымцева в сб «ПЛАЦДАРМ НЕВСКИЙ «ПЯТАЧОК». C.234.
23. Стахов Хассо Г. Трагедия на Неве. Цитированный источник. Электронная версия. Libking.ru. C.13. //дата обращения: 03_02_2025.
24. Уродков С.А. «Эвакуация населения Ленинграда в 1941-1942 гг.» Вестник Ленинградского университета. Цитированный источник. Там же. С. 88-102.
25.Манштейн Эрих, фон. Утерянные победы. Электронная копия.
http://militera.lib.ru/memo/german/manstein/10.html_18.01.2021.С.10.
26. Великая Отечественная война. Энциклопедия. М.Политиздат.1985 г. С.251.
27. Постановление ГКО СССР г. № 2759с от 18 января 1943 г.
Документы советской эпохи: Документ 2759с. «О строительстве новой железнодорожной линии станция Жихарево – станция Шлиссельбург Октябрьской железной дороги». Фонд 644. Опись 2. Дело 127. Л.100.http://sovdoc.rusarchives.ru/sections/war/cards/375744/images.//Дата обращения: 31_05_2022.
28.Дорога Победы | Дорога Победы | Октябрьская ЖД.
https://ozd.rzd.ru/ru/11331//дата обращения:06_01_2025.
29 «Дорога Победы в Ленинград: подвиг в »коридоре смерти». Автор статьи: Краев Владислав. И.А. Регнум. 4 февраля 2018. Электронная версия.
30. Справка о нормах выдачи хлеба населению гор. Ленинграда за период с июля месяца 1941 г. по июнь месяц 1943 г. Ленинград в Великой Отечественной войне Советского Союза. Т. I. 22 июня 1941 г.-22 июня 1943 г.: Сб. док. и материалов. — Л.: Госполитиздат, 1944. (295).
https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/266035-spravka-o-normah-vydachi-hleba-naseleniyu-gor-leningrada-za-period-s-iyulya-mesyatsa-1941-g-po-iyun-mesyats-1943 g -// дата обращения: 08_01_2025 г.
31. Нюрнбергский процесс. Сб. материалов в двух томах. 3-е изд.Т.2. - М., 1955, с.783.
[Директива начальника штаба руководства морской войной Германии. Берлин, 29 сентября 1941 года, № 1 — 1а 1601/41—«Будущность города Петербурга». Перевод с немецкого.]. Там же.
32. Великая Отечественная война. Энциклопедия. М.Политиздат.1985 г. С.403.
33. Павлов Д. Ленинград в блокаде. Цитированный источник. Там же. С. 149.
34. Гальдер Ф. Военный дневник. 22.06.41 - 29.09.1942. М., 2004. Запись от18 сентября1941 г. (89-й день войны).
35. Белозеров Б.М. Ленинград сражающийся. 1941. СПб. 2016 г. С.7-8.
36.Сведения Городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников о числе погибшего в Ленинграде населения. 25 мая 1945 г. ЦГА СПб., 8557, оп. 6, д. 1108, л. 46—47. Опубликован в cб. документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941-1944 гг. - «900 героических дней...». М.; Л., 1966, С. 397-398. (1).https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/332923//дата обращения: 07_01_2025.
Павлов Д. В. Ленинград в блокаде. Цитированный источник. Там же. Стр. 148
37. Берггольц О. Ф. Дневные звезды. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[Проза ]--
https://militera.lib.ru/prose/russian/berggolts_of/05.html// дата обращения: 08_01_2025.
Берггольц Ольга. Поэма «Февральский дневник. 1942 г.»
38. Великая Отечественная война. Энциклопедия. М.Политиздат.1985 г. С. 401.
39. Берггольц О. Ф. Дневные звезды. Цитированный источник. Там же.