К 80-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ: 18 января 1943 года – ДЕНЬ ПРОРЫВА БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
…Разорвано проклятое кольцо!..
Ольга Берггольц
18-19 января 1943 г.
Стратегическая наступательная операция «Искра» 12-30 января 1943 г.
Прорыв немецкой блокады Ленинграда был осуществлен в ходе стратегической наступательной операции войск Ленинградского и Волховского фронтов, проводившейся в период с 12 по 30 января 1943 г.
Согласно директиве № 170703 Ставки Верховного Главнокомандования от 08.12.1942 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов (командующие: генерал-лейтенант Говоров Л. А., генерал армии Мерецков К. А.) должны были встречными ударами прорвать немецкую оборону на шлиссельбургско-синявинском выступе южнее Ладожского озера в районе населенных пунктов Липки, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом «разбить осаду гор. Ленинград…»,1 обеспечив сообщение с Ленинградом по суше.
Шлиссельбургско-синявинский выступ глубиной 12–15 км был самым кратчайшим местом для соединения Ленинградского и Волховского фронтов. Этот выступ, образовавшийся после захвата 8 сентября 1941 г. Шлиссельбурга и фигурировавший в немецких документах как «фляшенхальс» - «бутылочное горло», за 16 месяцев оккупации был превращен немецкими войсками в мощный полевой укрепрайон с разветвлённой системой инженерных сооружений: противотанковыми и противопехотными препятствиями, сплошными минными полями, а также облитыми водой труднопреодолимыми деревоземляными валами, шириной 1−2 м и высотой 1,5 м с амбразурами для пулеметов и орудий. Это при высокой боевой выучке и стойкости в бою немецких солдат и офицеров.
12-18 января 1943 г.: наступление Ленинградского и Волховского фронтов
12 января 1943 г. на рассвете после мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление с 2-х сторон: с западного берега Невы юго-западнее Шлиссельбурга и с востока — из района южнее Ладожского озера. (См. карту – схему).2
7 суток шли ожесточенные и кровопролитные бои в глубине немецкой обороны, не прекращаясь ни днем, ни ночью. Несмотря на то, что немецкие войска упорно сражались за каждую высоту, за каждую рощу и поселок, их оборона была сломлена, советские войска заняли крупные немецкие укрепленные пункты в Марьино, Московской Дубровке, Липках, восьми рабочих поселках (№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8), а также станции Синявино, Подгорную и г. Шлиссельбург.
Утром 18 января произошли решающие события: войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились. Эта знаменательная встреча состоялась в 9:30 на восточной окраине Рабочего поселка № 1 под Шлиссельбургом. Подразделения 123-й стрелковой бригады 67-й армии Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии 2-й Ударной армии Волховского фронта.
Встреча бойцов и командиров Ленинградского и Волховского фронтов в Рабочем поселке № 1.3
Маршал Г.К. Жуков, бывший свидетелем это встречи, позднее вспоминал - «Я увидел, с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость!»4
В честь этого события 18 января 1943 г. был составлен Акт о соединении войск Волховского и Ленинградского фронтов. (См. ниже). 5
В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии, 61-й легко-танковой бригады, 34-й отдельной лыжной и 55-й стрелковой бригад был освобождён г. Шлиссельбург.
А в 18:40 (того же дня) подразделения 284-го стрелкового полка 86-й стрелковой дивизии, продвигаясь вдоль ладожских каналов на восток, соединились с бойцами 128-й стрелковой дивизии Волховского фронта.
Сухопутная фашистская блокада Ленинграда прорвана.
18 января около полуночи ленинградцы услышали по радио прочитанную Левитаном сводку Совинформбюро «В последний час», сообщавшую об успешном наступлении «наших войск в районе южнее Ладожского озера и прорыв блокады Ленинграда».6
Вышедшие на улицы и проспекты Ленинграда горожане ликовали. В последующие дни они сочиняли стихи, посвященные прорыву блокадного кольца, направляли приветственные письма бойцам и командирам Ленинградского фронта. Их самые сокровенные чувства и мысли наши свое выражение в коллективном письме трудящихся Кировского завода от 19 января 1943 г. бойцам, командирам и политработникам Ленинградского и Волховского фронтов. В нём отмечалось: «С восторгом и величайшим энтузиазмом встретили мы <…> весть о прорыве блокады Ленинграда. Настал на нашей улице праздник, настал долгожданный час победы над гитлеровскими мерзавцами. <…> Мы дали клятву – не ступать ноге немецких варваров по улицам и площадям великого города Ленина. Мы все вынесли, выдержали, выстояли – и победили! <…> В ответ на блестящую победу Красной армии под Ленинградом, мы, Кировцы, даем клятву – удесятерить свои усилия для помощи фронту, выпускать еще больше продукции, чтобы приблизить час окончательного разгрома врага».7
Результат прорыва блокады для жителей Ленинграда.
В результате прорыва войсками немецкого укрепрайона на шлиссельбургско-синявинском выступе образовался приладожский коридор шириной от 8 до 13 км.
18 января 1943 г. Государственный комитет обороны СССР принял судьбоносное для Ленинграда постановление (№2759с) «О строительстве новой железнодорожной линии ст. Жихарево – ст. Шлиссельбург (…),8 в соответствии с которым в уникально короткие сроки за 17 суток по южному берегу Ладожского озера: от ж/д. платформы «75 км» (пл. Поляны, ж/д линия «Ленинград – Волховстрой»), к ж/д. ст. Шлиссельбург (совр. Петрокрепость) была построена железнодорожная линия протяженностью 33 км, а через Неву был сооружен временный железнодорожный мост длиной в 1300 м.9
Сооружение этой магистрали позволило соединить Ленинград через ж/д ст. Волховстрой с общесоюзной сетью железных дорог и восстановить регулярное сквозное железнодорожное сообщение с Большой землей.
5 февраля 1943 г. со ст. Волховстрой был отправлен 1-й за полтора года блокады поезд с продовольствием для ленинградцев, на вагонах которого было написано мелом: «Челябинск–Ленинград». 7 февраля 1943 г. Ленинград встречал вагоны в которых было 800 т сливочного масла.
С февраля по декабрь 1943 г. по этой линии, позже названной «Дорогой Победы», в Ленинград проследовало 3105 поездов, а из него на Большую землю - 3 076 поездов (с вооружениями, произведенными на ленинградских заводах, и ценным промышленным оборудованием и др.). В Ленинград было доставлено 4,44 млн. т различных грузов, в т. ч. 630 тыс. т. продовольствия, 426 тыс. тонн угля, 725 тыс. тонн торфа. 9. Причем, около 75% от всех грузов, доставленных в Ленинград после прорыва блокады, приходилось именно на эту железнодорожную линию.10.
Таким образом, завоевание приладожского коридора прорыва и открытие по нему регулярного железнодорожного и автомобильного сообщения со страной сыграло огромную роль в восстановлении промышленности Ленинграда; улучшилось ее обеспечение сырьем, увеличилась выработка электроэнергии, на заводах в несколько раз возросло производство военной техники, возобновилось движение трамваев.
Улучшилось и снабжение ленинградцев продовольствием: с 22 февраля 1943 г. повысились нормы выдачи хлеба; в частности, рабочим и инженерно-техническим работникам оборонных предприятий выдавали 700 гр, служащим – 500 гр, иждивенцам и детям до 12 лет - 400 гр; рабочим горячих цехов -700 гр;11 (близко к нормам 16 июля 1941 г.).
Непрерывно пополнялась вооружениями, боеприпасами и личным составом группировка войск Ленинградского фронта, что позволило создать материальные предпосылки для окончательного разгрома врага под Ленинградом и полного снятия фашистской блокады. Это произошло в ходе Ленинградской-Новгородской стратегической наступательной операции: 27 января 1944 г., когда оковы фашистской блокады были окончательно сбиты…
ССЫЛКИ И ИСТОЧНИКИ:
1. Директива № 170703 Ставки Верховного Главнокомандования от 8.12.1942. Русский архив: Великая Отечественная: Ставка ВГК: Документы и материалы: 1942 год. Т. 16 (5-2). — М.: ТЕРРА, 1996. С. 464.
2. Операция «Искра» - История ордена Ленина Ленинградского военного округа - Ленинград Блокада Подвиг. http://blokada.otrok.ru/library/istoria/29.htm//дата обращения:08_01_2025.
3. Фотохроника ТАСС № 13160. Фото С. Нордштейна. 18 января 1943 г.
4 ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1909 К. Оп. 1. Д. 199. Л. Отклики на прорыв блокады в фондах ЦГАИПД СПб. ..spbarchives.ru›cgaipd_publications/-/asset_//дата обращения: 06_01-2025 г.. Цит. по: Жуков Г К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. Т. 2. Стр. 196. https://dialogdima.narod.ru/vov/vir/13.html//дата обращения: 13_01_2025.
5.АКТ О СОЕДИНЕНИИ ВОЙСК ВОЛХОВСКОГО И ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТОВ.18 января 1943 г. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945. Воениздат, М., 1961, т. 3, стр. 139.
https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/213125//дата обращения: 08_01_2025.
https://1941-1945.at.ua/forum/28-271-1/
6. Cобщения Советского Информбюро. «В последний час. I. Успешное наступление наших войск в районе южнее Ладожского озера и прорыв блокады Ленинграда. 18 января 1943 года»/ Сообщения Советского Информбюро. Т. 4 (январь-июнь 1943 года). — М.: Совинформбюро, 1944. (424).
https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/266143-soobschenie-sovinformbyuro-uspeshnoe-nastuplenie-nashih-voysk-v-rayone-yuzhnee-ladozhskogo-ozera-i-proryv-blokady-leningrada-19-yanvarya-1943-g#mode/inspect/page/2/zoom/4// дата обращения:23_12_2024
https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/222314#mode/inspect/page/1/zoom/4
//дата обращения: 08_01_2025.
Незабываемое. 1941-1945. - Сводка Совинформбюро от 18 января 1943 года. О прорыве блокады Ленинграда зачитывает Юрий Левитан - | Старое Радио.
http://staroeradio.com/audio/8480//дата обращения: 08_01_2025.
7. Приветственное письмо трудящихся Кировского завода Ленинграда бойцам, командованию Ленинградского и Волховского фронтов и секретарям ЛОК и ЛГК ВКП(б) по случаю прорыва блокады. 19 января 1943 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2г. Д. 1631а. Л. 76-77. Отклики на прорыв блокады в фондах ЦГАИПД СПб.
8.Постановление ГКО СССР г. № 2759с от 18 января 1943 г.
Документы советской эпохи: Документ 2759с. «О строительстве новой железнодорожной линии станция Жихарево – станция Шлиссельбург Октябрьской железной дороги». Фонд 644. Опись 2. Дело 127. Л.100. Стр.1
http://sovdoc.rusarchives.ru/sections/war/cards/375744/images// дата обращения:31_05_2022.
9. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Т.III. МО РФ. Vov_3_3.indd. Стр.467.https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/books/vov/tom3.htm//дата обращения:08_01-2025.
10.Дорога Победы | Дорога Победы | Октябрьская ЖД.
https://ozd.rzd.ru/ru/11331//дата обращения:06_01_2025 г.
11. Краев Владислав. Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти«. И.А. Регнум. 4 февраля 2018. Электронная версия.
12. Справка о нормах выдачи хлеба населению гор. Ленинграда за период с июля месяца 1941 г. по июнь месяц 1943 г.https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/266035-spravka-o-normah-vydachi-hleba-naseleniyu-gor-leningrada-za-period-s-iyulya-mesyatsa-1941-g-po-iyun-mesyats-1943 g -// дата обращения: 08_01-2025 г.
ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ:
18 января 1943 года удалось прорвать блокаду города Ленинграда - Российское историческое общество. https://historyrussia.org/sobytiya/18-yanvarya-1943-goda-udalos-prorvat-blokadu-leningrada.html_ 3-12-2024
Ленинград в Великой Отечественной войне Советского союза. В 2-х томах. . Т. I. 22 июня 1941 г. - 22 июня 1943 г.
Материал подготовлен
главным архивистом ГКУ ЛОГАВ Г.А. Москвиным