Состав фондов муниципальных архивов
До 1917 года в Российской империи не существовало единой централизованной государственной архивной службы; крупные архивы, хранящие древние и новые акты государственного значения находились (часто без видимой связи с наличными фондами) под эгидой разнородных ведомств, из которых основными были МИД, МВД, министерства: юстиции и военное, не осуществлявшие единой архивной политики и сотрудничества. Подобным же образом обстояло дело и на региональном уровне.
Поэтому до 1917 года в Санкт-Петербургской губернии не существовало централизованных архивных учреждений губернского и уездного уровня, так как каждое ведомство имело собственные архивы. Губернские и уездные органы, как административные, так и земские не имели в своем составе централизованной архивной службы. Губернская (затем областная) архивная служба в полном своем объеме смогла образоваться только после проведения всероссийской архивной реформы 1917 - 1918 годов, получившей свое выражение в декрете Совнаркома «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР», принятом 1 июня 1918 года.
Губернская архивная служба была создана в 1923 году при образовании Петроградского (затем Ленинградского) губернского архивного бюро, которое в свою очередь создало в губернии – во всех ее 8 уездах - сеть уездных архивов, просуществовавших до областной реформы 1927 года (уездные архивы, так же, как потом окружные и районные стали архивами с переменным составом документов, после определенного срока они должны были передавать документы на постоянное (вечное) хранение в губернский (затем – областной) архив).
После образования в августе 1927 году на территории 5 упраздненных губерний Ленинградской области в составе 9 округов, разделенных на 140 районов, на ее обширной территории были созданы только немногочисленные окружные архивы – при образованных в округах окружных архивных бюро. На территории современной Ленинградской области, охватывавшей Ленинградский округ и примерно половину площади Лодейнопольского и Лужского округов было образовано только 2 окружных архива (Лодейнопольский и Лужский), поэтому районы Ленинградского округа должны были сдавать документы непосредственно в центральный областной архив - ЛАОР (ныне ЦГА СПб), минуя при этом стадию пребывания в окружном архиве. После упразднения в июле 1930 года округов как промежуточного звена между областью и районом, в 1931 году окружные архивы также прекратили свое существование.
Непосредственные предшественники муниципальных архивов - районные государственные архивы - были образованы в районах области постановлением Президиума Леноблисполкома от 12 февраля 1932 года о создании районных архивов при исполкомах районных Советов области. Такой их статус был закреплен Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 10 декабря 1934 года об организации в областях РСФСР районных архивов при райисполкомах. Архивы создавались для хранения документов районных организаций по их основной деятельности. В своей архивной деятельности райгосархивы подчинялись Ленинградскому областному архивному управлению (до января 1932 года оно называлось архивное бюро).
Постановлением Президиума ВС СССР 16 апреля 1938 года архивные органы были переданы в ведение НКВД СССР (с 1946 года - МВД). Областное архивное управление стало Архивным отделом УНКВД по Ленинградской области (с 1946 года – Архивный отдел УВД Леноблгорисполкомов). Райгосархивы области вошли в состав районных отделов НКВД (затем - МВД).
На основании Указа Президиума ВС СССР и Постановления СМ СССР от 13 января 1960 года, преобразовавшими Главное архивное управление (ГАУ) МВД СССР в Главархив при СМ СССР архивная служба страны была выведена из подчинения МВД и вновь получила самостоятельность. В январе 1962 года Архивный отдел УВД Леноблгорисполкомов был преобразован в два архивных органа – Архивный отдел Леноблисполкома и Архивный отдел Ленгорисполкома.
Вследствие указанных преобразований райгосархивы Ленинградской области, как и прежде, стали подчиняться непосредственно райисполкомам, а также Архивному отделу Леноблисполкома.
В 1969 году на основании совместного решения Леноблисполкома и Ленгорисполкома от 14.03.69 № 214 произошло объединение двух отдельных архивных отделов (г. Ленинграда и Ленинградской области) в Архивное управление Леноблгорисполкомов.
С середины 1960-х годов благодаря общей тенденции объединения горисполкомов с райисполкомами и ликвидации последних, большинство райгосархивов становятся горгосархивами с сохранением своих функций на территории всего района.
В 1972 году в соответствии с постановлениями СМ РСФСР от 27.05.69 № 329, от 19.11.69 № 633 «О мерах по дальнейшему улучшению архивного дела в РСФСР» и с решением Леноблисполкома от 26.09.69 № 888 «О мерах по дальнейшему улучшению архивного дела», распоряжением Леноблисполкома от 24.02.72 № 153-р в районных центрах области при райгорисполкомах были образованы объединенные междуведомственные архивы (ОМВА) документов по личному составу организаций и предприятий района (включая ликвидированные), т.е. документов, необходимых для исполнения запросов граждан о стаже работы и заработной плате за прошлые годы и имеющих срок хранения преимущественно 75 лет.
До начала 1990-х годов райгоргосархивы являлись архивами с переменным составом документов: после 10-летнего срока хранения документов постоянного хранения они обязаны были передавать их на государственное (вечное) хранение в Ленинградской областной государственный архив г. Выборге.
Архивные отделы образованы в начале 1990-х годов на основе районных и городских государственных архивов при слиянии их с объединенными междуведомственными архивам документов по личному составу.
Архивные отделы совмещают задачи и функции по управлению архивным делом на территории муниципального образования с выполнением функций муниципального архива. Муниципальные архивы по своему положению являются архивами с постоянным составом документов.
Областным законом от 29.12.2005 № 124-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере архивного дела» местные администрации муниципальных районов, городского округа и 5 городских поселений наделены отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к собственности Ленинградской области.
Методическое руководство и контроль за выполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляет Архивный комитет Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Состав фондов муниципальных архивов
В настоящее время в муниципальных архивах хранится свыше 5757 фондов, содержащих 770 тысяч единиц хранения, из них 558 тысяч единиц хранения составляют документы о трудовой деятельности рабочих и служащих предприятий и организаций области.
Муниципальные архивы хранят в составе своих фондов документы по основной деятельности районных органов власти, отраслевых государственных и федеральных органов управления, судебных органов, промышленных, сельскохозяйственных и иных предприятий, общественных организаций районов Ленинградской области за период преимущественно с середины 1970-х до 2000 года. Документы с 1927 года по 1970-е годы находятся в ЛОГАВ, куда они были переданы районными и городскими архивами, имевшими до середины 1990-х годов статус архивов с переменным составом документов. В муниципальных архивах отсутствуют также документы районных партийных органов (КПСС) за весь период их деятельности, которые находятся на хранении в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). Документы по личному составу охватывают в муниципальных архивах период, в основном, после 1944 года (отдельные документы – с конца 1920-х гг.).
Документы органов государственной власти и местного самоуправления - районных и городских, поселковых, сельских Советов и их исполнительных комитетов, администраций районов, городов, поселков, волостей и администраций МО представляют собой один из самых значимых комплексов документов муниципальных архивов. В решениях, постановлениях, распоряжениях этих органов отражены все основные моменты экономической, социально-политической, культурной жизни районов.
Кроме этого статистические сведения о районах, сведения о финансовой и налоговой политике, экономическом регулировании и планировании, землеустройстве, лесном, водном и сельском хозяйстве, промышленности, торговле и потребкооперации архитектуре, градостроительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, образованию, культуре, науке, здравоохранению, социальной защите, молодежной политике, избирательных кампаниях, политической и общественной жизни, судебно-юридической практике содержатся как в документах фондов отраслевых органов управления, так и в фондах отдельных предприятий и организаций указанных отраслей. Среди фондов предприятий одним из самых обширных и значимых является комплекс документов совхозов.
Документальные фонды по основной деятельности организаций и учреждений представлены такими документами, как решения, постановления и распоряжения, приказы руководителей, положения и уставы, протоколы различных совещаний, аналитические обзоры, программы развития, планы работы, статистические, финансовые и другие отчеты, справки проверок и обследований и т. д. В фондах по личному составу хранятся такие документы как приказы по личному составу, личные дела, личные карточки, лицевые счета.
В настоящее время муниципальные архивы активно комплектуются документами личного происхождения. Фондообразователями являются почетные граждане районов, городов Ленинградской области, видные общественные деятели, представители местной творческой интеллигенции, ветераны Великой Отечественной войны.
Муниципальные архивы непрерывно комплектуются документами всех, значимых для жизни и развития муниципального образования, учреждений и организаций. При этом они постоянно расширяют свой список источников комплектования за счет новых организаций.
Муниципальные архивы осуществляют использование своих документов, предоставляя юридическим и физическим лицам необходимую информацию социально-правового, историко-научного и иного характера. Ежегодно муниципальные архивы выдают гражданам около 35 тысяч справок по запросам о трудовом стаже и начислении пенсий. Кроме того, архивы исполняют ежегодно до 26 тысяч запросов о решениях и постановлениях местных органов власти по вопросам правового урегулирования имущественных и иных отношений физических и юридических лиц.
Увеличивается использование документов муниципальных архивов. В настоящее время граждане обращаются к ним не только для решения правовых вопросов, но и в образовательных и научных целях: в архивах работают исследователи, проходят практику студенты ВУЗов.
Научно-справочный аппарат
Внутренний справочный аппарат: Описи дел фондов постоянного хранения и по личному составу. Исторические справки фондов. Систематический каталог на фонды районных и городских исполкомов (администраций).
Наличие библиотеки: Печатные издания сосредоточены в справочно-информационном фонде (СИФ) и включают в себя издания по законодательству, архивному делу, справочники, специал